Глава 19

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

§ 19.1. Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения

Условия возникновения трудовых споров делятся на два вида: организационно-производственного и правового характера. К первому относятся: недостатки в организации производства и труда, в частности простои; привлечение к сверхурочным работам, работа в выходные дни и т.д.; недостатки в нормировании труда, организации оплаты труда на предприятии; плохие условия труда; недостатки в организации охраны труда и др.

Трудовые споры — это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником (коллективом работников) и собственником предприятия (уполномоченным им органом) по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения существующих условий труда. Моментом возникновения индивидуального трудового спора является обращение с заявлением работника или собственника в соответствующий орган, рассматривающий трудовые споры. Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников либо профсоюза получил от собственника или уполномоченного им органа уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя), либо когда сроки рассмотрения требований, предусмотренных Законом, истекли, а ответ от собственника не поступил.

Классифицировать трудовые споры на виды можно по следующим основаниям: по субъектам; содержанию; характеру и порядку рассмотрения (подведомственности). По субъектам различают индивидуальные и коллективные трудовые споры. Если субъектами индивидуальных трудовых споров являются работник и собственник предприятия (уполномоченный им орган), то субъектами коллективных трудовых споров являются:

— на производственном уровне — наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо профсоюзная или иная уполномоченная наемными работниками организация и собственник предприятия либо уполномоченный им орган или представитель;

— на отраслевом, территориальных уровнях — наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) либо административно-территориальных единиц или профсоюзы,их объединения либо иные уполномоченные этими наемными работниками органы и собственники, объединения собственников либо уполномоченные ими органы или представители;

— на национальном уровне — наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения или иные уполномоченные этими наемными работниками органы и собственники, объединения собственников либо уполномоченные ими органы или представители;

— на национальном уровне — наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения или иные уполномоченные наемными работниками органы и собственники, объединения собственников либо уполномоченные ими органы (представители на территории большинства административно-территориальных единиц Украины.

По характеру индивидуальные трудовые споры делятся на споры о применении норм трудового законодательства, а также споры об установлении новых или изменении существующих условий труда.

В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется порядок его разрешения. Для индивидуальных трудовых споров о применении законодательства о труде предусмотрены два способа разрешения: 1) общий порядок, когда спор вначале рассматривается в комиссии по трудовым спорам, а в случае несогласия работника или собственника с решением КТС — в судебном порядке; 2) непосредственно в районном (городском) суде.

§ 19.2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о труде разрешаются в порядке, предусмотренном главой КЗоТ “Индивидуальные трудовые споры”.

По признаку подведомственности можно выделить три вида порядка разбирательства индивидуальных трудовых споров:

1. Общий порядок, который включает в себя последовательное рассмотрение спора в КТС и в суде (ст. 221 КЗоТ). Рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решение и спор не будет перенесен в суд. В других — каждая из сторон вправе обратиться в судов связи с неудовлетворенностью решением КТС

2. Судебный порядок, при котором рассмотрение трудового спора предполагает непосредственное обращение в суд (стст. 55, 124 Конституции, ст. 232 КЗоТ).

3. Особый порядок, предполагающий особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников.

В общем порядке, начиная с КТС, рассматривается большинство споров, возникающих из трудовых правоотношений, вне зависимости от того, является ли работник штатным или нештатным, временным, совместителем, членом профсоюза.

Конституцией расширены возможности судебной защиты прав и свобод, в том числе и трудовых. Согласно ст. 55 Конституции Украины все права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Этой статьей закреплена одна из важнейших гарантий осуществления как конституционных, так и иных прав и свобод человека и гражданина. Она отвечает обязательствам Украины, которые возникли, в частности, в связи с ратификацией Украиной Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав и основных свобод человека (Рим, 1950 г.), которые согласно ст. 9 Конституции являются частью национального законодательства Украины.

§ 19.3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров

В соответствии со ст. 2 Закона Украины “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” от 3 марта 1998 года коллективный трудовой спор (конфликт) — это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений по:

а) установлению новых или изменению существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;

б) заключению или изменению коллективного договора, соглашения;

в) выполнению коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнению требований законодательства о труде.

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется по вопросам, предусмотренным:

— пунктами “а” и “б” статьи 2 Закона — примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные статьей 9 Закона, — трудовым арбитражем;

— пунктами “в” и “г” статьи 2 Закона — трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия — орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и который состоит из представителей сторон (ч.1 ст.8 Закона Украины “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”). В соответствии со статьями 7-10, 13, 14 Закона разработано и утверждено приказом Национальной службы посредничества и примирения (далее — НСШ1) от 4 мая 1999 г №36 Положение о примирительной комиссии, которым определены порядок образования примирительной комиссии, рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и принятия решения; статус члена примирительной комиссии, его права.

Трудовой арбитраж — орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон либо независимого посредника в трехдневный срок.

Количественный и персональный состав трудового арбитраже определяется по соглашению сторон. Если стороны не достигнут соглашения, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров (п. 2.2 Положения о трудовом арбитраже, утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирения от 4 мая 1999 г. №37). В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), либо лица, которые в той или иной мере заинтересованы в его одностороннем решении (п.2.6 Положения).

С целью предупреждения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению, осуществления посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 года № 1258/98 создана Национальная служба посредничества и примирения (Праця 1 зарплата. — 1998.— № 23 (159). Согласно п. 1 Положения о Национальной службе посредничества и примирения национальная служба посредничества и примирения (далее — НСПП) является постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Основными задачами НСПП являются:

— содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших между ними;

— прогнозирование возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействие своевременному их разрешению;

— осуществление посредничества и примирения во время разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

НСПП имеет право:

— принимать участие в разрешении коллективного трудового спора на всех его стадиях;

— координировать работу трудового арбитража, направлять своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов;

— бесплатно получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и их объединений, сторон коллективного ,трудового спора (конфликта) информацию, необходимую для использования во время проведения примирительных процедур;

— предупреждать стороны о нарушениях ими требований действующего законодательства во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и возможных последствиях таких нарушений;

— посылать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендации по принятию мер для разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), реализация которых относится к их компетенции.

НСПП в пределах своих полномочий принимает решения, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными либо местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (п. 6 Положения).

§ 19.4. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовки

В соответствии со ст. 44 Конституции Украины работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается Законом Украины “О порядке разрешения коллективного трудового спора (конфликта)”.

Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) либо собственник или уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных процедур либо не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Согласно ст. 17 Закона забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде либо препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотии или ликвидации их последствий.

Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшее запрещение должно быть одобрено совместным актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.

Hosted by uCoz
СОДЕРЖАНИЕ